Творческие процессы проявляются в полную силу в самом раннем детстве.
Значение творческой деятельности для созревания ребенка и его общего развития нельзя недооценивать. Рисование составляет преимущественный вид детского творчества. В развитии детского художественного творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является непременным условием.
Использование разных техник в рисовании позволяет детям быть более свободными, так, например, дети в восторге от техники монотипия, когда прислонив чистый лист бумаги к стеклу с краской ребенок получает практически готовое изображение, и можно сразу увидеть готовые художественные образы. Новые материалы, техники и утилитарные задачи дают новый толчок детскому творчеству. Включение нетрадиционных техник рисования в работу с детьми подразумевает применение разных изобразительных материалов и новых технических приемов, что позволяет развивать сенсорную сферу за счет изучения свойств изображаемых предметов.
Часто в различных творческих кружках вся работа с детьми сводится к тому, что ребенок работаюет лишь только одним материалом и инструментом, не используя дополнительные художественные техники и приемы.
Творчество должно носить эмоциональный характер и выражать индивидуальные особенности ребенка, что, в свою очередь, соответствует полноценному развитию личности ребенка.
Рисование и игра – два смежных процесса, которые прочно связаны. Об этом шла речь в одной из работ Л.С. Выготского, который подчеркивал важность творческой подготовительной ступени в рисовании. Так, ребенок сначала начинает играть, фантазировать, а на базе этого создает изображения. Играя в игры, ребенок самостоятельно «запускает» в себе творческие процессы, воображая, что он едет на коне по полю или, сидя на машинке, оказывается на неизвестной планете, но ребенок берет эти идеи из уже увиденных или услышанных ситуаций, идя по улице с мамой или послушав сказку.
Специального обсуждения заслуживает еще одна тема. Изобразительная деятельность или игра – что более интенсивно проявляется, когда ребенок рисует? Рассмотрим на примере. Дошкольник взял лист бумаги и карандаши. У него нет специального задания, зато есть какие-то мысли и идеи. С другой стороны, их может и не быть – часто дети прорисовывают дополнительные детали уже в процессе работы над готовым изображением.
Если ребенок хочет нарисовать все с нуля, он представляет какое-то действо. Может проговаривать вслух события, оглашать последовательность, рассказывать о планах. Параллельно малыш будет наносить детали изображения. Аккуратно или нет – другой вопрос, причем не столь существенный.
В любом из рассмотренных случаев ребенок пытается воссоздать определенную картину, опираясь на свою фантазию и, что не менее важно, играет при этом. Он начинает играть еще до нанесения первого штриха. Такая последовательность действий была установлена у детей еще десятки лет назад – она была, есть и будет.
Сюжетное рисование – один из популярных терминов, который появился в работе Н.П. Сакулиной. Речь идет о творчестве по сюжету, когда есть заданная последовательность действий, малыш уже ее проработал в фантазии, сыграл в нее, а потом отобразил все произошедшее на бумаге.
Предметное рисование – это нанесение визуального образа предметов. Проще говоря, здесь нет задумки, а есть фактически появившийся на бумаге объект. Возраст, в котором дети познают сюжетное и предметное рисование, - 3-4 года. К пяти годам это умение укореняется.
Иногда малыши показывают интенсивный процесс мышления с обильной и богатой речью. Обычно этот процесс сопровождается потерей сюжетной линии, когда ребенок настолько влился в игру, что перестал уделять внимание соответствию рисунка своей фантазии.
Другая ситуация происходит, когда ребенок сосредоточен на изображении. Он может мало разговаривать и менять сюжет, вносить дополнительные детали, которые в процессе игры решил воссоздать не по плану. Как правило, дети с таким подходом предпочитают некую волшебность, необычность, они много времени проводят за совершенствованием определенных элементов своего изображения.
Игра в процессе детского рисования является одной из существенных составляющих детского игрового опыта и должна приветствоваться взрослыми. Слишком раннее превращение детского рисования в изобразительную деятельность с пристальным вниманием к технике и форме может привести к снижению интереса к изобразительной деятельности в целом.
Автор статьи: руководитель школы Тавлеева Ольга