Давно очевидно, что мелкая моторика очень важна в развитии ребенка, Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор когда-то заявил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В гармоничном развитии умственных способностей и становлении индивидуальности ребенка, творчество занимает не последнее место.
Абсолютно каждый ребенок – самостоятельная личность со своими впечатлениями, эмоциями и чувствами.
И чем ярче, богаче и интереснее его жизненные впечатления, тем необычнее его воображение, тем вероятнее его стремление к искусству.
Воображение и внутренний мир фантазий - важнейшая сторона жизни ребенка.
Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Пик развития воображения и фантазии формируется в возрасте от 3 до 15 лет, важно не упустить возможность сделать жизнь ребенка ярче, богаче и интереснее.
Ошибочно считать, что основное внимание на занятиях должно уделяться результатам деятельности, а процессу, при развитии творческих способностей ребёнка важна сама творческая составляющая, процесс преобразования, создания чего-то нового. Ребёнок в области художественного поиска как творческая личность изначально состоятелен, «компетентен», может и должен сам выбирать пути решения стоящих перед ним задач, радуясь возможности поиска, экспериментирования.
Рисование карандашами и красками, аппликация, лепка и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребёнка к творческой деятельности.
Конструирование и декоративно-оформительская деятельность являются предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.
Основной задачей и содержанием дизайн-деятельности является художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка.
Результаты деятельности детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. В этом случае ребёнок полнее ощущает себя творцом, познаёт свою индивидуальность.
Чтобы эффективнее приобщать ребёнка к творческой деятельности, нужно посещать с ним выставки и музей, несмотря на развитие современных технологий, музеи остаются важными центрами культурной и образовательной жизни.
Посещая экскурсии и музеи, ребенок знакомится с образцами старинной архитектуры (избы, палаты, особняки, терема, усадьбы, дворцы) и современного зодчества, а также с разнообразием фасадов и украшений (окон, крылец,
фронтонов, крыш), с фактурой строительных материалов (камень, кирпич, дерево, черепица, железо, стекло и т. п.).
На прогулках по городу следует показывать детям своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров и площадей, обращать внимание на внешний облик людей, их гардероб.
Любуясь природными ландшафтами родной местности, отмечая его растительность и природное многообразие, ребенок получает первые
уроки эстетики.
Для успешного формирования эстетического отношения к окружающему миру и развития художественных способностей, работа с детьми строится таким образом, чтобы ребёнок получал яркие впечатления, стремился и мог выражать свои впечатления
художественно-выразительными средствами, приобретал многоаспектный опыт художественно-эстетической деятельности, научился творчески применять его в своей жизни.
Всё это можно делать не только с интересом, но красиво, со вкусом и аккуратно, для последующего использования в Создавая игры не только с интересом, но и красиво, со вкусом, украшениях праздников, ребёнок занимается проектированием, дизайн-деятельностью, ещё не вполне это осознавая.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду для ребёнка (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера). Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. В этом случае ребёнок полнее ощущает себя творцом, познаёт свою индивидуальность, уровень умений, сравнивая свои поделки с работами других детей.
Проектная деятельность ребенка–это результат любой его творческой деятельности, в самых простых аранжировках присутствует результат. Ребёнок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с определенными способами декорирования и создания своих изделий: вырезанием, скручиванием, сгибанием, склеиванием и др.
Задача педагога научить ребёнка видеть красоту действительности, природного окружения и произведений искусства, научить представлять, изображать и конструировать, а также знакомить с богатством и разнообразием произведений культуры и искусства.
Моделирование на плоскости и в объёмном пространстве активизирует инициативу детей, побуждая к экспериментированию, к умению находить нетрадиционные способы решения проектных задач. Организуя для детей различные ситуации при моделировании в макетах, педагог побуждает ребёнка осваивать разные способы: замена, перестановка, оформление компонентов при создании новых композиций (экспозиций).
При любом характере выполнения деятельности (репродуктивном, творческом) необходимы как общие (универсальные), так и специальные способности. Все дети без исключения к чему-либо обязательно способны. В детском возрасте не столь важно придавать значение такому понятию, как способности, т.к. каждый ребенок – это отдельный мир, со своим воображением и фантазией, активно развивая ребенка, окружая различными «предметами красоты», происходит формирование вкуса.
Дизайн – это индустрия, работающая на эстетизацию нашего окружения, который привносит порядок и гармонию в дело жизнеустройства. Дизайн постоянно расширяет и укрепляет свои позиции, происходит разделение дизайнеров по специальностям: графический дизайнер, дизайнер интерьера, иллюстратор, веб-дизайнер, ландшафтный дизайнер и множество других. В основе детского дизайна заложен опыт изобразительной деятельности и творческого конструирования, используя данный опыт в будущем каждый ребенок сможет выбрать для себя будущую профессию.
Автор статьи: Руководитель школы – Тавлеева Ольга